Словарь терминов, используемых в швейном деле

Схема метро
Контакт
Главная
E-mail
Fashion Guide - ежедневный интернет-журнал о моде
Место встречи... модниц и мастериц
Все о моде на Sarafan.ru
журнал *Осинка* :: профессионально о моде и шитье
РЕЙТИНГ ЖЕНСКИХ САЙТОВ
WWWomen.ru WWWomen online!
Рукоделие



А Б В Г Д
Ж З И К Л
М Н О П Р
С Т У Ф Х
Ц Ч Ш Э Я



Дама ткань, орнамент которой достигался атласным переплетением (см. атлас), что давало блестящую поверхность рисунку, особенно заметному на матовом, чаще всего полотняного переплетения, фоне. Ее ткали из шелка или других видов сырья. Известны и другие сорта ткани, в название которых входит дама. Во всех случаях, известных автору, это является производным от названия г.Дамаска в Сирии, в котором ткали дама еще в раннем средневековье. Дамаст – как правило, хлопчатобумажная ткань белого цвета с блестящими узорами на матовом фоне. Дама-кафар – разновидность штофа из смешанной пряжи (шелк, шерсть, лен) для обивки мебели. Дамассе – ткань с очень крупными узорами с чередованием блестящих и матовых поверхностей. Дамассин – одна из немногих односторонних (т.е. имеющая лицо и изнанку) тканей такого типа. Дамаскет – похожая на парчу ткань с узором из металлических нитей на атласном фоне. Все разновидности дама объединяет эффект сочетания матовых и блестящих поверхностей для получения рисунков, чаще всего цветочных. Состав сырья, плотность ткани, особенности обработки пряжи позволяют определить тип и качество ткани и различить конкретную ткань среди близких ей по технологии производства. Еще в допетровские времена в России была популярна ткань камка, которая ближе всего к дама XIX века как по орнаменту, так и по своим пластическим свойствам.
Дамаск шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань, тканная полотняным или копровым перплетением, иногда в комбинации с атласным. Шелковый дамаск имеет восточное происхождение; эта тяжелая густотканая материя предназначалась прежде всего для церковного облачения и для обивки мебели, и лишь некоторые более легкие ее виды - для одежды. Хлопчатобумажный и льняной дамаск в новое время используется для белья, занавесок и обивочной ткани. В XVIII веке дамаск часто имитировал кружево путем создания белого тонкого рисунка на темном фоне.
Дамассе в переводе с французского «узорчатый». Пластичная шелковая ткань, на блестящей поверхности которой располагается матовый рисунок. Хлопчатобумажные ткани подобного рода называют дамаст. Дамассе, как и другие жаккардовые полотна, традиционно применялись для подкладки, обивки мебели, но в последние годы все чаще используются для изготовления нарядных блуз и платьев.
Дафклот мужское или женское укороченное пальто спортивного стиля со специфичными только для него особенностями: встречная складка на спине, накладная кокетка или двойные плечевые детали, застежка на пуговицы-палочки, капюшон (может быть отстегивающимся).
Дедерон См. Полиамидные волокна
Декатировка (от франц. dйcatir, основное значение — уничтожать блеск), обработка шерстяных тканей паром или горячей водой для предотвращения усадки при последующей обработке и носке и улучшения внешнего вида. Декатировка производится на специальных аппаратах — декатирах. Различают декатиры для сухой и мокрой декатировки. Декатир для сухой декатировки представляет собой герметически закрывающийся цилиндрический котёл, внутри которого находится вращающийся полый цилиндр с перфорированной поверхностью, приспособленный для наматывания ткани. Подаваемый в котёл пар проходит через слои ткани, намотанной с минимальным натяжением, внутрь цилиндра и отсасывается через его открытый конец. В декатире для мокрой декатировки цилиндр с намотанной на нём тканью вращается в корыте с горячей (50—60°С) водой. Декатир соединён не только с паропроводом, но и с водопроводом.
Декольте глубокий вырез в женском платье, открывающий шею, часть груди, плечи и/или спину. Мода эпохи Возрождения (XIV век).
Демикотон очень плотная, двойная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения. Плотность и жесткость демикотона были очень велики. Демикотон был распространен в среде мелких чиновников и бедных горожан. Это всегда знак незначительного общественного положения.
Декор Деним «Декоративные» джинсы - супермодное и интересное для коммерции направление в джинсовой моде.Стразы, бисер, кружева, вышивка, набивки задают тон в перевоплащении спортивности джинсовых моделей в женственную элегантность. Большую популярность приобрела технология распыления красителя, зачастую это золотая или серебрянная краска. Для индивидуалистов подойдут джинсы, украшенные рисунками ручеой рабрты. Для авангардистов – живопись в стиле примитивизма, когда рисунки сделаны как будто детской рукой, тоже новое модное направление в декоративных джинсах. Очень важно знать, что все декоративные элементы – это кропотливая, творческая и зачастую ручная работа вышивальщиц, декораторов и дизайнеров. В такие укашения вложено не только много любви и искусства, но и последние достижения дорогостоящих технологий. Такие джинсы не могут быть дешёвыми. Долговечность декоративных элементов в носке и при правильной стирке гарантирована. Рисунки и набивки проходят так назывемый финиш-контроль - конечный процесс термической стабилизации и проверочной стирки. Пайетки, стеклярус или бисер изготовлены из лёгких и стабильных материалов и не теряют ни цвета, ни блеска после стирки. Так как украшения пришиваются специальными эластичными нитями в ручную, то это делает их фиксацию прочной при носке. Важная тема в джинсах – эластан. Джинсы должны иметь не только модный вид, но и в отличии от джинсовых тканей 70-х годов , когда джинсы можно было «поставить в угол», современные джинсы должны быть лёгкими, мягкими, комфортными и эластичными. Только производители высококачественного текстиля используют дорогостоящую джинсовую ткань с добавлением эластана или полиэстера. Сам процесс соединения эластановой нити с хлопчатобумажной в джинсовом ткачестве очень сложен. Эластан не выдерживает многих обработок, таких как варка, трение, кипячение в красителях, кислотах и отбелевателях. Лёгкость и мякгость, а самое главное идеальная посадка по фигуре достигаются за счёт применения дорогой смеси джинсовой ткани с полиэстровым волокном. Как правильно стирать декоративные джинсы Обычно для стирки джинс рекомендуется 30 С машинная стирка на щадящем режиме. Необходимо использовать только жидкие моющие средства без отбеливателей. Все модели с декорациями, а также отбеленные или перекрашенные джинсы ни в коем случае не замачивать и не застирывать. Перед стиркой нужно обязательно застегнуть все замки и пуговицы и вывернуть изделие на изнанку. Изделия с вышивками и украшениями из бисера, камешек Swarowski, натуральных материалов - дерева, ракушек и т. д необходимо перед стиркой поместить в специальный мешочек. Рекомендовано стирать каждую вещь отдельно, а абслютным табу является совместная стирка темных и светлых моделей, а также трикотажа с джинсами. Барабан машины не должен вращаться на высоких оборотах. Изделие после щадящей программы должно быть полусырым. Не отжимайте изделие, а повесьте его в защищенном от солнца, хорошо проветриваемом помещении. Гладить же лучше в чуть влажном состоянии или в режиме отпаривания, при низкой температуре и только с изнаночной стороны.
Деним очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца 20 века, тогда и возникло ее название, которое в буквальном переводе с французского означает «из Нима». Ним – город во Франции, где придумали и создали эту ткань. Она была предназначена для рабочей одежды. Скотоводы-ковбои Америки, куда деним экспортировался, оценили достоинства ткани и с удовольствием носили брюки и куртки, сшитые из нее.
Дёти Деним Dirty Denim. Произносится «дёти дэним». В прямом переводе с англ. означает «грязные джинсы». Джинсовая ткань этого стиля выглядит испачканной и запылённой. Этот эффект достигается за счет неравномерного окраса голубой джинсовой ткани в коричневые тона. Особый метод достижения «дёти денима» достигаетсяза за счёт варки первоначально синей джинсовой ткани (цвет индого) в определённом сорте чая, такая техника называется „Teewash"
Джеллалаба или джаллаба просторное, до пят, платье. Крой: по бокам сшивается прямоугольное полотнище, иногда только частично. Бывает с капюшоном. ткань - либо с ярким экзотическим узором, либо гладкая, украшенная вышивкой, тесьмой и пр.
Джерси шелковое трикотажное полотно.
Джут однолетние тропическое растение возделываемое для получения лубяного волокна, из которого вырабатывают пряжу для изготовления грубых упаковочных и обивочных тканей, брезентов, а так же крученных изделий (шпагатов, веревок, канатов и т.п.).
Дзюдо один из стилей одежды спортивного характера. Жакеты имеют покрой кимоно, без застежки, но с запахом. Полы жакеты удерживаются кушаком. Бывают тканевыми и вязаными.
Диагональ плотная ткань из хлопчатобумажной или шерстяной кручёной пряжи. Для диагонали характерны резко выраженные рубчики на поверхности, расположенные под углом больше 45° к кромке ткани; они получаются в результате соответствующего подбора соотношений плотности и толщины основы и утка, а также применения специального переплетения нитей. Диагональ служит для пошива воинского обмундирования (из шерстяной основы и хлопчатобумажного утка), пальто, курток и прочего.
Диаспер двунитковая шелковая материя с тонкой золотой нитью, полотняного переплетения с одним рисуночным и одним соединительным утком. Была популярна в середине XIX века.
Диоксан бесцветная жидкость; t кипения 101,80С. Растворитель эфиров целлюлозы, каучуков, минеральных и растительных масел, смачивающее вещество в текстильной промышленности.
Диско Один из стилей молодежной одежды. Отличается экстравагантностью. Используются блестящме ткани, трикотаж.
Долевая нить направление нити основы в тканях. Нити основы - это продольные нити, натянутые на ткацком станке. Поперечные нити, зарабатываемые в ткань, называются нитями утка. В переносном смысле долевая нить есть продольное направление ткани. На готовых бумажных выкройках всегда обозначено направление долевой нити. При раскладе деталей выкройки на ткани линии и стрелки с маркировкой "долевая нить" должны быть параллельны кромкам ткани. Корректный вид сшитого платья в значительной степени зависит от точно выбранного продольного направления ткани при раскрое.
Драдедам один из самых дешевых видов сукна в XIX веке. Представлял собой шерстяную ткань полотняного переплетения с ворсом и использовался в среде городской бедноты. Словари середины XIX века трактовали термин "драдедам" следующим образом: «Шерстяная ткань тоньше сукна и не так, как оно, прочная» (Углов В.Н. Объяснительный словарь иностранных слов, употребляемых в русском языке.
Дралон См. Полиакрилонитрильные волокна.
Драп (франц. drap — сукно), тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения. Драп состоит обычно из 2 слоёв, благодаря чему обладает высокими теплоизолирующими свойствами. Лицевая сторона ткани часто вырабатывается из более высококачественной шерсти, чем изнанка. В зависимости от структуры и рисунка переплетения драп может быть ворсованным и неворсованным, одно- и многоцветным, с гладким лицом и рисунчатой подкладкой. Из драпа шьют зимние и демисезонные пальто.
Драпировка свободнолежащие или ниспадающие складки разного характера с последующим их закреплением. Выполняется обычно на тонких эластичных тканей крепового плетеня из шелка и шерсти. Для получения плавных гибких линий ткань лучше кроить в косом направлении.
Дубление один из основных процессов при производстве кожи и меха. При дублении между белком (коллагеном) дермы (в кожевенном производстве) и волоса (в производстве меха) и молекулами дубящего вещества образуются химические связи, в результате чего происходят необратимые изменения свойств дермы или волоса. Дубление способствует повышению температуры сваривания полуфабриката, уменьшению усадки объёма при высушивании, увеличению пористости после сушки, прочности кожи на разрыв в набухшем (обводнённом) состоянии и устойчивости к действию ферментов и различных гидролизующих агентов, снижению набухания в воде. Дубление улучшает качество волоса (упругость, смачиваемость и др.).
Дублерин клеевой прокладочный материал на трикотажной, нетканой основовязаной или тканевой основе. Основные достоинства - мягкость, драпируемость, в некоторых видах – эластичность. Применяется в основном для фронтального дублирования деталей верхней одежды. Также дублерином называют флизелин с особыми свойствами, подходящий для дублирования полочек и ответственных деталей.
Дубящие вещества, Дубители применяются в дублении. Наиболее распространены дубящие вещества растительного происхождения (танниды), которые содержатся в коре, древесине, корнях ели, дуба, эвкалипта и др. деревьев. Синтетические дубящие вещества, т.н. синтаны, изготовляются путем органического синтеза. В качестве минеральных дубящих веществ используют растворы солей некоторых металлов, например хрома, алюминия, циркония. Равномерность и быстрота проникновения дубящих веществ в полуфабрикаты зависит от ряда факторов: вида сырья, характера подготовки голья (степени разделения волокнистой структуры, степени набухания — обводнённости), pH голья; природы и способа приготовления дубильного раствора (степени дисперсности дубящих частиц); концентрации дубящих веществ, температуры и pH дубильного раствора; времени дубления и характера механических воздействий. Проникновение дубящих веществ в полуфабрикат в большинстве случаев вызывает изменение его окраски (прокрас голья), толщины. Отношение окрашенной части ко всей толщине полуфабриката, выраженное в процентах, называется степенью прокраса. Фиксация дубящих веществ полуфабрикатом может иметь различный характер. Адсорбция дубящих веществ зависит от концентрации их на поверхности структурных элементов белка и температуры. Коагуляция вызывается взаимной нейтрализацией зарядов и поэтому зависит от природы дубителя, его концентрации и pH. Связывание дубящих веществ с белком путём химического взаимодействия зависит в первую очередь от степени разделённости структуры белка (доступности её для частиц дубителя), природы дубящего вещества, концентрации его в растворе, введения нейтральных солей, pH, температуры и вида растворителя, в котором производится дубление. На связывание минеральных дубящих веществ существенное влияние оказывают также основность дубящего раствора и присутствие маскирующих веществ. В зависимости от вида дубления применяют различные технологические схемы: дубление таннидами, минеральными дубящими веществами, жировое, формальдегидное и комбинированное. При дублении таннидами наиболее широко распространён способ дубления в барабане или шнековом аппарате. В барабане на концентрированных растворах дубильных экстрактов гольё предварительно подготавливают, обычно хромируют (комбинированное дубление). Для ускорения процесса растворы дубящих веществ 1—2 раза заменяют на более концентрированные (фазное дубление). Продолжительность дубления этим способом 3—4 суток. При дублении минеральными дубящими веществами различают одно- и двухванные способы, а также различные их комбинации. Однованное дубление выполняют в растворе минеральных соединений (обычно хромовых), уже обладающих дубящими свойствами. Этим способом дубят в одну стадию, когда всё дубящее вещество вводят сразу в один раствор, или в две стадии — вначале на растворе с расходом дубящего вещества от 1/3 до 1/2 всего количества, а затем, после ряда промежуточных операций, — на растворе оставшегося количества дубящего вещества. Для двухванного дубления применяют соединения шестивалентного хрома. Вначале полуфабрикат обрабатывают в растворе бихромата и минеральной кислоты. При этом образовавшаяся бихромовая кислота, не обладающая дубящими свойствами, равномерно прокрашивает гольё. Затем полуфабрикат обрабатывают в растворе гипосульфита для восстановления шестивалентного хрома в трёхвалентный и тем самым превращения его в дубящее вещество, которое связывается с белком, вызывая эффект дубления. Формальдегидное дубление придаёт коже и меху специфические свойства: белый цвет, устойчивость к действию щелочей, окислителей и потовыделений. Самостоятельно формальдегидное дубление применяют редко. Жировое дубление используют для производства натуральной замши. Для получения широкого ассортимента кож служит комбинированное дубление — несколькими дубящими веществами, например соединениями хрома и таннидами (хромтаннидное дубление), или в комбинации с синтетическими и искусственными дубителями, соединениями циркония, алюминия, дубящими аминосмолами, формалином и др. дубящими веществами.
Дымка значения этого слова в первой и второй половине XIX века не совсем совпадали. Дымка из повести А.Ф.Вельтмана – тонкая, прозрачная шелковая ткань, более близкая по технике изготовления к газу. Во второй половине столетия о дымке говорили как о разновидности крепа, который изготавливался для ношения на головных уборах, чаще всего темных цветов. В начале XIX века – осень 1817-го, зима 1818 гг. – дымка упоминается среди тканей для дорогих бальных нарядов, предназначенных для больших выездов.
Дюшес очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.


Сайт управляется системой uCoz