Словарь терминов, используемых в швейном деле

Схема метро
Контакт
Главная
E-mail
Fashion Guide - ежедневный интернет-журнал о моде
Место встречи... модниц и мастериц
Все о моде на Sarafan.ru
журнал *Осинка* :: профессионально о моде и шитье
РЕЙТИНГ ЖЕНСКИХ САЙТОВ
WWWomen.ru WWWomen online!
Рукоделие



А Б В Г Д
Ж З И К Л
М Н О П Р
С Т У Ф Х
Ц Ч Ш Э Я



Шалон легкая шерстяная ткань, тканная, как двусторонняя саржа с орнаментом с обеих сторон в виде диагональных полос. Название происходит от места первоначального производства - г. Шалона на Марне во Франции. Полностью вышла из употребления во второй половине XIX века.
Шанжан ткань с разноцветными нитями основы и утка, которые создают переливчатый эффект.
Шарлах название ткани и краски ярко-красного цвета. В середине века эту краску получали из насекомых, краппа (корень марены) или сандалового дерева. Ткань применяли дяля пошива парадной одежды светских и церковных сановников.
Шевиот (англ. cheviot), одно из распространённых названий шерстяных и полушерстяных камвольных и тонкосуконных костюмных тканей (см. Шерстяная ткань), вырабатываемых саржевым переплетением нитей, вследствие чего на их поверхности получаются мелкие диагональные полоски. Шевиот изготовляют из шерстяной простой и кручёной пряжи, часто с применением хлопчатобумажной пряжи в основе или утке, а иногда из скрученных вместе шерстяной и хлопчатобумажной пряж. Шевиот выпускают гладкокрашеным, обычно тёмных цветов; предназначается для пошива костюмов, ведомственной и школьной форм.
Шенилл или Шениль относится к жаккардовым тканям со сложным рисунком плетения, имеет в структуре одну или несколько шенилловых нитей. Шенилловая нить (созданная переплетением простой и пушистой нитей) становится практически нерастяжимой и хорошо встает в общую структуру ткани. Выглядит же она, как мохнатая гусеница (по французски "chenille" и есть гусеница). По составу сырья шениллы могут состоять из нитей одной породы, например, из полиэстера (синтетическое волокно) или быть смешанными. Например, полиэстер с вискозой, хлопком или акрилом. Качественный шенилл не подвержен пиллингу (т.е. на поверхности ткани не образуются так называемые "катышки"
Шёлковая ткань текстильная ткань из натурального шёлка или химических волокон. Изготовление шелковой ткани из натурального шёлка возникло в Китае около 5 тыс. лет назад. В странах Средиземноморья производство шелковой ткани получило распространение только после 555, когда в Константинополь впервые доставили из Китая грену тутового шелкопряда. В средние века шёлковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (13 в.), Генуе и Флоренции (14 в.), Милане (15 в.) и т.д. В 18 в. в Западной Европе, особенно в Италии и Франции, имеется уже развитая шёлковая промышленность. В России производство шелковых тканей возникло при Петре I. К 1762 году число шёлкоткацких фабрик достигло 44. Однако производство шелковых тканей развивалось в отрыве от сырьевой базы (80% потребляемого [шелк-сырец|шёлка-сырца] в 1913—14 гг. ввозилось из-за границы). Структура шелковой ткани весьма разнообразна из-за различия используемых нитей (мононити, комплексные, кручёные, текстурированные, фасонные, разрезные нити и пряжа), а также в силу многообразия ткацких переплетений нитей. Шелковые ткани выпускают отбелёнными, окрашенными, набивными, пестроткаными, меланжевыми. Они могут подвергаться тиснению, лощению. В отделке их поверхность может приобрести рельефность. Шелковые ткани могут быть обработаны несминаемой, безусадочной, водоотталкивающей и др. пропитками. По назначению шелковые ткани можно условно разделить на следующие группы: платьевые, сорочечные, подкладочные, плащевые, костюмные и пальтовые, галстучные, для предметов женского туалета (корсетные) и галантерейных изделий. Кроме того, вырабатываются штучные изделия — платки, скатерти, покрывала, а также ткани технические. Платьевые ткани (ПТ) (масса 1 м/230—200 г) очень разнообразны по сырьевому составу, структуре, оформлению и свойствам. ПТ из натурального шёлка — крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет (см. Креп). ПТ из ацетатных и триацетатных комплексных и текстурированных нитей вырабатывают полотняным, саржевым, атласным, мелкоузорчатым и крупноузорчатым (жаккардовым) переплетением. Выпускают набивными, пестроткаными, отбелёнными и гладкокрашеными. ПТ из полиамидных комплексных и текстурированных нитей (см. Полиамидные волокна) вырабатывают полотняным переплетением. Они бывают гладкокрашеными и набивными. ПТ из полиэфирных текстурированных нитей (см. Полиэфирные волокна) выпускают набивными и пестроткаными. ПТ из вискозной пряжи вырабатывают полотняным переплетением с набивными рисунками, а из смешанной пряжи (из вискозного и синтетического волокна) — в пестротканом и набивном виде. Изготовляются также ворсовые ПТ. Сорочечные ткани (масса 1 м2 70—200 г) вырабатывают из вискозной пряжи, смешанной пряжи (67% полиэфирного и 33% вискозного волокна) и из сочетания их с вискозными и полиамидными нитями полотняным, мелкоузорчатым и комбинированным переплетением. Выпускают отбелёнными, гладкокрашеными, набивными, пестроткаными, меланжевыми, а также с несминаемой и малоусадочной отделкой. Все эти ткани обладают достаточной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Специальные отделки несколько ухудшают эти свойства. Подкладочные ткани (масса 1 м2 60—150 г) изготовляют из вискозных, полиамидных нитей или из вискозных, ацетатных или полиамидных нитей в основе и хлопчатобумажной или вискозной пряжи в утке. При изготовлении используют полотняное, саржевое, атласное, комбинированное и крупноузорчатое переплетение. Выпускают отбелёнными, гладкокрашеными, пестроткаными и набивными, а также с малоусадочной пропиткой. Имеют гладкую лицевую поверхность. Обладают малым коэффициентом тангенциального сопротивления, высокой устойчивостью к истиранию, хорошей гигроскопичностью. Плащевые ткани (масса 1 м2 50—200 г) объединяют ткани для плащей, курток и зонтов. Вырабатывают двух типов: из полиамидных нитей (переплетение полотняное, гладкокрашеные, пестротканые или набивные, с водоотталкивающей пропиткой и плёночным покрытием); из полиэфирно-вискозной или полиамидно-вискозной пряжи (переплетение полотняное или саржевое, гладкокрашеные, с водоотталкивающей пропиткой). Костюмные и пальтовые ткани (масса 1 м2 200—300 г). Ткани для костюмов изготовляют чаще всего из смешанной (например, полиэфирно-вискозной) пряжи полотняным, саржевым и комбинированным переплетением. Обладают хорошей гигроскопичностью и достаточной воздухопроницаемостью. Иногда их обрабатывают специальными пропитками для снижения усадок и сминаемости. Для женских летних нарядных пальто используют двухслойные ткани крупноузорчатого переплетения с рельефной поверхностью из вискозных и полиамидных нитей. Выпускают гладкокрашеными и пестроткаными. Галстучные ткани вырабатывают из вискозных, триацетатных и полиэфирных нитей мелкоузорчатым и крупноузорчатым переплетением. Выпускают пестроткаными и набивными. Корсетные ткани вырабатывают атласным переплетением из вискозных и полиэфирных нитей в сочетании с вискозной и смешанной пряжей, отбелёнными, гладкокрашеными и набивными. Ткани для косынок и платков изготовляют из натурального шёлка, ацетатных, триацетатных и полиамидных нитей разнообразными переплетениями. Выпускают гладкокрашеными, пестроткаными и набивными.
Шерстяная ткань текстильная ткань, выработанная из чистошерстяной пряжи или в сочетании её с др. видами нитей, а также из пряжи, полученной из шерсти в смеси с др. волокнами. Кустарное производство шерстяных тканей (сукон) имело место ещё в городах Древнего Востока — Сидоне, Вавилоне, Багдаде. Дальнейшее развитие сукноделие получило в средние века. Наиболее крупные суконные производства в этот период были сосредоточены во Фландрии, Голландии, Англии, Франции (Седан), Саксонии, а также во Флоренции, которая славилась производством тонких сортов сукон, составлявших наиболее важный предмет её торговли. Во 2-й пол. 18 века в связи с появлением совершенных кардочесальных, ровничных и прядильных машин было начато машинное производство шерстяных тканей. В России кустарное производство шерстяных тканей существовало в Киеве и Новгороде уже в 10 веке. В 1650 году в Москве была создана мануфактура по изготовлению тонких сукон, но выдержать конкуренцию с привозными товарами она не смогла и скоро закрылась. Петр I, заботясь о снабжении армии, поддерживал создание суконных фабрик. Первая фабрика армейского сукна была создана в 1698 году, а в 20-х гг. 18 века имелось уже около полутора десятков шерстоткацких предприятий. Однако производство камвольных шерстяных тканей было налажено только во 2-й пол. 19 века. В зависимости от вида сырья различают чистошерстяные шерстяные ткани и полушерстяные. Чистошерстяные могут содержать до 10% химических волокон, обычно вводимых с целью получения внешних эффектов. Полушерстяные могут иметь до 25% восстановленной (регенерированной) шерсти и от 10 до 80% волокон других видов. Если химические волокна вводят смешиванием их в пряже с шерстью, то полученные ткани называют смешанными. Если ткань получают переплетением шерстяной пряжи с хлопчатобумажной пряжей или с химическими нитями, то её называют неоднородной. В зависимости от вида используемой пряжи различают шерстяные ткани камвольные, тонкосуконные и грубосуконные. Камвольные вырабатывают из сравнительно тонкой и гладкой одиночной или кручёной пряжи гребенного прядения. Они имеют гладкую поверхность с четко выраженным ткацким рисунком. Тонкосуконные — получают из пушистой пряжи аппаратного прядения. Эти шерстяные ткани имеют на поверхности ворс, частично или полностью скрывающий ткацкий рисунок. Ворс может быть специально расчёсан, подстрижен или запрессован. Грубосуконные ткани вырабатывают из грубошёрстной аппаратной пряжи и также уваливают и ворсуют. Шерстяные ткани обладают достаточной устойчивостью к истиранию, действию света и химической чистки, упругостью, гигроскопичностью, высоким тепловым сопротивлением. Добавление к шерсти синтетических волокон (полиамидных, полиэфирных и др.) повышает износостойкость шерстяных тканей, но несколько снижает их гигроскопичность и увеличивает способность к пилингованию (образованию волокнистых комочков на поверхности ткани). Использование вискозного волокна и хлопчатобумажной пряжи удешевляет шерстяные ткани, но делает их более сминаемыми. Часть шерстяных тканей используется для технических целей, однако основную массу составляют одёжные: платьевые, костюмные и пальтовые. Платьевые бывают камвольные и тонкосуконные. Вырабатываются саржевым, полотняным, мелкоузорчатым, комбинированным и крупноузорчатым переплетениями. Выпускаются отбелёнными, гладкокрашеными, пестроткаными, меланжевыми и набивными. Камвольные платьевые ткани сравнительно тонкие и лёгкие (масса 1 м2 150—300 г). Тонкосуконные платьевые ткани более рыхлые, мягкие, ворсистые и тяжёлые (масса 1 м2 200—350 г). Вырабатываются полушерстяными. Костюмные большей частью бывают камвольные (масса 1 м2 170—340 г). Чистошерстяными камвольными тканями являются бостон, креп, трико и др. Полушерстяные камвольные костюмные ткани очень разнообразны (например, шевиот, диагональ). Распространены также костюмные ткани из смешанной двух- или трёхкомпонентной пряжи, которые чаще бывают пестроткаными и по виду напоминают трико. Тонкосуконные костюмные ткани более тяжёлые (масса 1 м2 260—520 г), более рыхлые, иногда с ворсистой поверхностью. Обладают повышенной теплозащитностью и используются чаще для изготовления зимних повседневных костюмов и пиджаков. Пальтовые делятся на камвольные, тонкосуконные и грубосуконные. Камвольные (масса 1 м2 187—540 г) с открытым ткацким переплетением выпускаются гладкокрашеными. Ткани габардин и диагональ вырабатывают из гребенной пряжи саржевым переплетением, ткань букле — из фасонных нитей мелкоузорчатым переплетением. К тонкосуконным относятся сукна, драпы и т. н. пальтовые ткани. Последние обычно рыхлые и мягкие ткани, идущие в основном на изготовление женских и детских пальто. Грубосуконные пальтовые ткани — это главным образом тяжёлые сукна из грубошёрстной смешанной пряжи, используемые для пошива ведомственной и воинской одежды.
Шерсть натуральное волокно, сырье для изготовления валяных изделий, пряжи для вязания и ткачества. Состриженную весной и осенью шерсть моют, просушивают, сортируют, чешут и прядут в нить. Обработка шерсти была известна самым древним цивилизациям Передней Азии, откуда это искусство проникло в Грецию и остальную Европу. Первые тонкорунные породистые овцы выводились в г. Милете (Древняя Греция), откуда завозились на Пиренеи, где была поручена порода мериносов, затем во Францию (порода Рамбулье, получившая название по фамилии помещика, занимавшегося разведенеим тайно вывезенных из Испании овец), в Англию (порода шевиот), Австралию. Уже в античное время производились шерстяные ткани, например коптские, служившие для изготовления одежды, в средние века во всей Европе широко развилось производство сукон разного качества и цвета. Различия шерстяной пряжи обусловлены большей частью различиями в сортах шерсти. Наиболее часто используются:
шерсть альпака - шерсть млекопитающего из рода лам альпака, чуть волнистая, шелковисто-блестящая; шерсть ангора - шерсть ангорского кролика, в пряже ее соединяют с шерстяной, хлопчатобумажной, шелковой нитью;
шерсть верблюжья - шерсть от светло- до темно-коричневого цвета, как тонкая, так и грубая, цвет и толщина ее зависят от возраста верблюда. Как правило, верблюжью шерсть не окрашивают;
шерсть кашмир - шерсть индийских и иранских кашмирских коз, очень тонкая, длинная, с шелковистым блеском;
шерсть ламы - шерсть южноамериканской ламы, прочная, длинная, естественный цвет варьируется от светло- до темно-коричневого;
шерсть мериносовая - красивая пушистая тонкая шерсть овцы мериноса;
шерсть мохер - шерсть ангорских коз, которых разводят в Испании, Малой Азии, Южной Америке, пушистая, длинная, мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, пышно завитая, естественный цвет - белый.
Шифон очень тонкий, легкий шелк, гладкокрашеный или набивной. Обычно шифон использовали для блузок, шарфов, нарядных платьев.
Шлевка полоска ткани или другого материала, пришитая к одежде; под нее протягивают пояс, погон и т.д.
Шлихтование (от нем. Schlichte — шлихта), нанесение на нити основы тонкого слоя клеющего состава (шлихты) для увеличения сопротивляемости нитей истиранию и многократному растяжению в процессе ткачества. При шлихтовании отдельные элементарные волокна, образующие нить основы, склеиваются друг с другом. При приготовлении шлихты применяют как химические (поливиниловый спирт, полиакриламид и др.), так и пищевые (например, крахмалы) клеющие материалы; растворителем служит вода. Шлихтование выполняется на шлихтовальных машинах (рис.). Нити основы, сматываемые со сновальных валиков, погружаются в ванну со шлихтой, отжимаются между валами и поступают в сушильный аппарат для удаления избытка влаги, а затем наматываются на ткацкий навой. Шлихтованию обычно не подвергаются кручёные нити, а также нити из синтетических волокон и натур. шёлка, имеющие достаточную гладкость и прочность.
Шотландка ткань, вырабатываемая из хлопчатобумажной, шерстяной пряжи, различных химических нитей саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку, типичным для тканей национальной шотландской одежды. Шотландку используют для пошива платьев и верхних мужских сорочек.
Шотландская юбка клетчатая юбка, запахивающаяся спереди, со складками сзади и по бокам. Заимствована из национальной одежды шотландцев, поэтому ее еще называют "кильт". Может быть отделана бахромой по вертикальному краю впереди, с застежкой на крупные металлические пряжки или большую декоративную булавку. У шотландцев и ирландцев как элемент национального костюма носится мужчинами.
Шпалера (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенной безворсовый ковер с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканный ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлические золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для шпалер служит картон — живописный эскиз в размере ковра. Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12—13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалеры представляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» — шпалеры с фоном, сплошь затканным кустиками цветов]. Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии шпалер по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы шпалер 17—18 вв.— мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры»). В 18—19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой шпалере. Декоративные принципы шпалер возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др. В России производство шпалер началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой — «Полтавская баталия» по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. В русских шпалерах эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров («Диана» и «Сатурн» из так называемого «Гурьевского гарнитура», 1805—06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания шпалер в России сосредоточены в Эрмитаже, Русском музее (Санкт-Петербург) и в музеях Московского Кремля.
Штапельное волокно (от нем. Stapel — волокно) химическое волокно, получаемое разрезанием или разрыванием жгута продольно сложенных элементарных нитей на отрезки длиной 40—70 мм (называются штапели). Пряжа из штапельного волокна идёт на изготовление платьевых и других тканей.
Штоф (нем. Stoff, буквально — ткань), декоративная ткань комбинированного или других переплетений, гладкокрашеная, со сложным крупным тканым рисунком. Вырабатывают главным образом из различных химических нитей. Используют для обивки мебели, стен, для занавесей.


Сайт управляется системой uCoz